Турнир по нардам на Сходне соединяет сердца

В Подмосковье состоялся 5th Skhodnya Anniversary Tournament. Юбилейное соревнование было пропитано тёплой и уютной обстановкой
Турнир на Сходне собрал любителей нард уже в пятый раз. Как и год назад, соревнование прошло в гастробаре «Некрасов». На этот раз тут было меньше участников, но, как убедился репортёр «ВсёПроСпорт», на атмосфере это никак не отразилось, а спонсорская добавка по-прежнему составляла 500 тыс. рублей.

– Опыт предыдущих четырёх турниров помог избежать сложностей, – рассказывает организатор и спонсор состязания Сергей Гринёв. – Сейчас наименьшее количество участников за всё время, потому что Федерация нард параллельно проводит соревнование, и турниры наложились друг на друга. Народа чуть меньше, чем было раньше. Это делает турнир более спокойным.

Микаелу Варданяну очень нравится на Сходне:
– Турнир привлекает многих профессиональных и непрофессиональных игроков. Хороший состав, плохие люди обычно сюда не ходят. Всегда царит отличная атмосфера. В конце – прекрасный банкет от Сергея. У меня больше шансов на победу на турнире, который сейчас идёт параллельно, но для меня это не так важно, я готов пожертвовать своими ожиданиями ради Сходни. Поэтому я здесь.

Варданяну важно встретиться с приятными людьми в комфортной обстановке и поиграть:
– Там тоже отличный турнир и неплохие игроки. Но между короткими и длинными нардами я всегда выбираю короткие. Это динамичная, интересная и увлекательная игра. По своей стратегической сложности она превосходит длинные нарды. Короткие нарды для меня – дело жизни.

Александра Позднякова я поймал во время перекура. Он не удивлён, что турнир проводится уже в пятый раз:
– Серёжа ведь организовывает. Мы с ним дружим уже 30 лет. Турнир продолжается благодаря ему. Он вкладывает свои деньги. Попросил меня приехать, мы с ним уже два года не виделись. Что касается числа игроков, конечно, чем их больше, тем лучше. Хотя бы потому, что призовой фонд больше. Хотя по длинным нардам из-за параллельного турнира у меня здесь меньше конкурентов.

Сергей Джафаров не сомневался в том, что турнир имеет перспективы:
– С таким организатором не только пятую, но и 50-ю годовщину отмечать. Атмосфера благоприятная, дружеская. При этом дисциплина соблюдается, все себя ведут культурно и корректно. Мне такое нравится. У Сергея не может не быть лояльности. Он проводит турнир неофициально, а для души и атмосферы.

Анатолию Огиевичу хотелось бы больше конкурентов:
– Была бы более острая борьба. Просто турниры не развели. Все знали, что будет Сходня. Это грандиозный турнир, его все знают. Сюда приехало бы больше 100 человек. Тут стабильно проходят состязания в эти даты. А второй турнир внезапно влез, сказав, что забыл про Сходню. Но вся элита всё равно здесь: Сергей Петухов, Микаел Варданян, Сергей Ерохин, Алексей Барченков. Очень много сильных игроков, хотя хочется, чтобы их было ещё больше.

Джафаров желает, чтобы у организаторов инициатива с каждым годом прибавлялась, а не убывала:
– Для этого нужны интересные эпизоды, матчи. Или чтобы победил совершенный новичок. Это возможно. Структура динамичная. Матчи проводятся до семи очков, небольшая дистанция. Человек, освоивший базовые принципы, при наличии удачи может дойти до решающей стадии или даже победить. Это зарядит новую волну. Всегда должен быть какой-то экшн.

Гринёв отмечает отсутствие дресс-кода:
– На другие турниры не рекомендуется в шортах приходить, а у нас всё лояльно. Более домашняя атмосфера. Может, кто-то одет официально, потому что привык так приходить. Тут все друг друга знают. Большинство людей приезжает сюда каждый год. Поэтому всё проходит в дружеской обстановке.

Джафаров считает, что соблюдения дресс-кода сложно было бы добиться:
– Да и нарды пока не в том статусе. Это ещё не снукер, не шахматы. Ближе к покеру, где дресс-кода нет и быть не может по его свободной философии. Если в будущем масштабы будут позволять, будут трансляции по нардам, дресс-код будет актуален. Без этого он не имеет смысла.

Огиевич, в отличие от большинства игроков, был одет довольно официально. Он объяснил наличие рубашки и пиджака на себе:
– Я приехал из чудесного Санкт-Петербурга. Это всё-таки культурная столица. Не скажу, что я при параде. Обычный классический костюм. Об отсутствии дресс-кода мы знали прямо перед турниром. Раньше тут были более официальные соревнования.

Анатолий признаётся, что решал, поехать в Москву или сюда:
– Выбрал Сходню, потому что в столице был недавно на турнире по коротким нардам. А так у меня есть и шорты, и джинсы, и лёгкая одежда. Завтра будет другая форма. Всё зависит от погоды и настроения. Я привёз вам из Санкт-Петербурга солнышко, но при этом похолодало.

Юлия Громенкова не думает, что и на официальных турнирах есть зверский дресс-код:
– Меня он не раздражает. Понятно, что и сюда в купальниках никто не приходит, и туда люди одеваются обычно. Одно из спорных ограничений – шорты. Федерация запрещает в них приходить, а многие игроки сетуют, потому что летом жарко, не всегда комфортно в брюках. Да и шорты разные бывают. Но это не тот критический момент, из-за которого люди меньше станут играть.

Варданян оценивает решение выставить столы в двух залах:
– Очень часто на международных турнирах такое бывает. Они пронумерованы, поэтому всё очень легко и понятно. Хорошо, что нет гула, который стоит обычно, когда один большой зал. Приходится играть в наушниках, чтобы всего этого не слышать.

Варданян рассказал, какую музыку может включить во время игры, если рядом идут споры:
– У меня плейлист, рассчитанный на 6 часов. Столько я не играю, конечно. Плейлист составлен не специально под игру, а просто из песен, которые мне нравятся. Там есть полумедитативные мелодии, что-то без слов, иногда могу слушать поп-музыку. У меня нет предпочтений. Но я люблю наушники и категорически против запрета играть в них. Сейчас на официальных турнирах есть такое правило. Но глупо считать, что читеры так смогут получать подсказки. Во-первых, это очень неэффективно. Во-вторых, читерам могут подсказывать и через микронаушник.
Варданян утверждает, что музыка может стать ещё и источником вдохновения:
– Нарды – креативная и смелая игра. Музыка добавляет энергии. В нардах энергия нужна, как и в беге, чтобы найти правильный ход, проанализировать ситуацию.

Поздняков отмечает домашнюю обстановку турнира на Сходне:
– На Белорусской всё строго, придираются ко всему. А тут себя чувствуешь свободнее. Хотя музыку я не слушаю. Многих шум вокруг отвлекает. Человек может пропустить ход и неправильно сыграть, расслабившись. А мне шум не мешает. Я уже старый, что мне может помешать? Всегда относился к этому спокойно. Пусть говорят, что хотят. Я сконцентрирован на своей позиции, отключаюсь.

Громенкова указывает, что на Сходне, в отличие от других турниров, есть смешанные нарды, когда мужчины и женщины играют вместе:
– Мне нравится отсутствие гендерных ограничений. Я в принципе против любой дискриминации, так как это интеллектуальный вид спорта. Он может себе позволить совмещать оба пола во время игры.

Гринёв рассказывает про новую фишку 5th Skhodnya Anniversary Tournament:
– У нас есть правило fair-play, немного отличающее этот турнир от большинства других. Если кто-то сделал неправильный ход, он может поправить. Всё более лояльно, нет такой строгости. Всегда поправим оппонента, если он сделал неправильный ход, не воспользуемся его ошибкой.

Джафаров чувствует положительные изменения после того, как нарды были официально признаны видом спорта:
– Они существенные. Федерация работает очень активно. Проводится ряд соревнований. Весной в Сочи мы с отцом были на турнире с приличными призовыми и комфортной атмосферой. Резко взяли высокую планку. Если так будет продолжаться, у этого спорта будут серьёзные перспективы.

Громенкова подтверждает, что возросшее количество турниров связано с популяризацией нард после признания их видом спорта:
– Федерация проводит достаточно большую работу. Они очень много вкладывают, чтобы привлекать новых людей. Среди детей и молодёжи очень много активностей. Это позволяет популяризировать нарды с малых лет. Игроки уже своих детей приводят, студенты подтягиваются.

Юлия не думает, что нарды по степени серьёзности догонят шахматы:
– Это непростой путь. Шахматы много лет доминируют в интеллектуальных видах спорта. В то же время в нардах шире круг игроков, которые могут себе позволить играть. В шахматах новичку невозможно выиграть у гроссмейстера. В нардах есть элемент случайности. Это делает их более интересными. Каждый может почувствовать себя победителем хотя бы в единичной игре. Здесь много шахматистов, перешедших в нарды, потому что это интереснее.

Поздняков ставит амбициозные цели не только на турнир по длинным нардам, но и на соревнование по коротким:
– Если ввязался в бой, всегда задача победить. Даже в коротких, хоть тут и много сильных игроков. Или хотя бы в призы попасть. Что касается давления, в турнирах большую роль играет удача.

Громенкова на любом турнире ожидает победить или дойти до призов:
– Не всегда это получается. За предыдущие четыре турнира на Сходне я ни разу ничего не выигрывала, так что не буду переживать, если не попаду в призёры. Количество участников не говорит, что здесь слабый состав. Очень сильные игроки, два международных гроссмейстера.

Для Константина Пучкова нарды – лишь хобби. Основной доход ему приносит покер. Он рассказал об обоих увлечениях:
– Похожи они вложенными деньгами и шансами банка. А огромная разница в том, что в покере есть деньги, а в нардах их практически нет. В покер играет очень много народа. А нарды – чистое искусство.
Впрочем, сейчас Пучков наблюдает их взрывной бум:
– Господдержка, видимо, играет такую роль. В Дании в начале 2000-х нарды были обязательным предметом в школе. Думаю, что и у нас дойдёт. С моей точки зрения, шахматы – уже давно вымирающий вид. Нарды гораздо более перспективны. Элемент случайности – ключевой момент. Слабый игрок может обыграть сильного, чего в шахматах практически никогда не случается.

Репортёру стало интересно, что дороже сердцу Пучкова: покер или нарды?
– Покер – это профессиональное, – размышляет Константин. – Мне очень нравится играть в нарды. Если бы в них разыгрывались такие же деньги, как в покере, я бы выбрал нарды. Но в нардах тяжело что-то выиграть, а в покере можно. В меркантильном смысле покер мне ближе.
Пучков вспоминает, как отец привил ему любовь к соревнованиям:
– Мы ходили на все спортивные мероприятия каждое воскресенье: бокс, борьба. Я сам занимался многими видами спорта: пинг-понг, прыжки в воду и так далее. Спорт мне очень близок, а игра – тем более. Азарт и спорт совместились. Если бы я проигрывал, наверное, не увлёкся бы (смеётся). А, поскольку какие-то способности открылись, пошли успехи, я продолжил.

Для некоторых участников сходненский турнир стал судьбоносным. Сергей Петухов и Эмма Овсепян здесь познакомились несколько лет назад. А недавно они стали семьёй.
– Турнир, на который приезжаешь с женой, не особо отличается от обычного, – признаётся Петухов. – Но мы друг за друга болеем, поддерживаем. Лишние мысли не беспокоят, во время игры я отключаюсь от всего.
Не отвлекает совместное посещение турнира и Эмму:
– Наоборот, это придаёт сил. За тебя всегда болеют, поддерживают. Нам весело вместе. Мы вместе собираемся, готовимся, выезжаем. Мы как одна команда едем куда-то.
Сергею нравится, что у него дома теперь есть напарница, с которой всегда можно потренироваться:
– Общие интересы – это всегда хорошо. Хотя сейчас времени мало, стараемся и будем тренироваться в дальнейшем.

Овсепян подтверждает, что каждый вечер играть в нарды не удаётся:
– Сергей – один из топовых игроков в России. Так как он гораздо выше уровнем, чем я, безусловно, он иногда делится своим опытом, знаниями (смеётся).
Петухов не чувствует особой разницы между этим турниром и соревнованиями предыдущих лет:
– 50 человек – тоже всё равно много. Призовой фонд и сейчас хороший, разница не такая большая. Даже лучше, когда в зале посвободнее. Когда много народа, может быть тесно. А попадание в призы – всегда удачный результат.

Эмма отмечает царящий на турнире fair-play:
– Здесь соблюдаются этические нормы, а не только строгие юридические. Доброе и отношение уважение ко всем. Возможно, кому-то это покажется неправильным, но мне кажется, это здорово. Нарды – это больше, чем игра. Здесь необязательно всё досконально соблюдать. Тут чуть другая атмосфера. А меньшее количество людей – плюс. Это меньшая конкуренция, вероятность победы увеличивается. Математика!

В парном турнире Сергей и Эмма в итоге стали лучшими. В семейном финале они одолели Алексея и Евгению Барченковых. В турнире по коротким нардам в тройке лучших оказались Сергей Ерохин, Егор Горбатенко и Наиль Арзуханов, по длинным – Александр Поздняков, Алексей Барченков и Константин Ушаков.

Суперджекпот по коротким нардам достался Дмитрию Королю, по длинным – Николаю Киселёву. Турнир Хачапури выиграл Джони Хвичия, а Кубок Fair-play – Камиль Махмудов. Лучшими женщинами в длинных и коротких нардах стали Татьяна Концевич и Юлия Громенкова соответственно!



